Государственное казённое учреждение "Государственный архив Приморского края"
Вся жизнь - урок

«Вся жизнь - урок»

К 100-летию со дня рождения Силиной Зои Семеновны

(29.01.1917- 26.02.2005)


Силина Зоя Семеновна – заслуженный учитель школы РСФСР, персональный пенсионер республиканского значения. Педагогический стаж – 52 года. Родилась в многодетной крестьянской семье. Семье, оставившей заметный след в истории Приморья. Старший брат, Силин Иван Семенович, был партизаном в годы гражданской войны. Долгие годы трудился в угольной промышленности. Первый в истории Приморья Герой труда (1933 г.). Брат, Силин Дмитрий Семенович, после окончания гражданской войны стал видным хозяйственным работником Приморского края. Зоя Семеновна видела свое призвание в педагогике. После семилетней школы по направлению Ольгинского райкома ВЛКСМ закончила педагогический техникум во Владивостоке, получив специальность учителя младших классов. Как лучшую ученицу её направляли в Московский пединститут, но она отказалась, посчитав для себя более нужной в то время работу на Крайнем Севере. Она была не только замечательным педагогом, но и толковым администратором, работая в органах управления народным образованием, в том числе в отделе народного образования Приморского крайисполком (КРАЙОНО). А то, что она неоднократно за годы своей трудовой деятельности избиралась депутатом Советов от районного до краевого уровня, говорит об уважении и доверии к ней.


Оставив педагогическую деятельность, работала методистом краевого института усовершенствования учителей. Все годы, работая учителем истории, собирала материалы об учителях Приморья, участниках гражданской и Великой Отечественной войн. Создание музея истории народного образования Приморского края – итог её многолетних трудов по поиску и собиранию. Он и создан был благодаря именно её вдохновению, энергии и целеустремленности.


Документы Силиной Зои Семеновны поступили в ГКУ «Государственный архив Приморского края» в ноябре 1989 года. В составе фонда 18 дел, в которых представлены планы по организации музея народного образования и по организации поиска документов по истории народного образования, материалы к биографии Силиной З.С., характеристики, личные документы, почетные грамоты, поздравительные адреса, фотографии.


Помимо документов личного характера, как представляется, исследователям могут быть интересны «Перспективный план работы по организации поиска материалов по истории народного образования в крае на 1980 г.»(Ф.Р-1563. Оп.1. Д.3). План носит характер методического пособия по организации краевого педагогического музея по истории развития народного образования в Приморском крае. В нем определены задачи работы музея, в числе которых: организация поиска, сбора и накопления фактического материала (документов, статистического материала), статей, фотографий, записей воспоминаний участников событий и свидетелей-современников событий, сбор вещественных памятников (грамот, дипломов, портретов, рефератов, медалей и т.д.) о лучших учителях школ края, их педагогической и общественной деятельности. Здесь же даются рекомендации по размещению материала в музее, а именно по разделам и историческим периодам развития народного образования, включая создание учреждений народного образования (школ, детских домов, дошкольных учреждений, школ-интернатов и т.д.), педагогических учебных заведений. План включает и конкретные действия по созданию музея, в числе которых: изучение архивных документов, составление картотеки школ и картотеки передовых учителей. В этом же деле приводится списки учителей-Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, учителей, ставших учеными, писателями, а также учителей-участников Гражданской войны. Основными видами в работе музея Силина З.С. считает учебно-методическую и просветительскую деятельность.


Определенный интерес представляет статья Силиной З.С. «Учителя Приморья в годы гражданской войны»(Ф.Р-1563.Оп.1.Д.4). В ней автор пишет о деятельности Никольск-Уссурийской группы революционного Имано - Хабаровского союза народных учителей, которая организовывала курсы медицинских сестер, готовила агитаторов из своей среды, выполняла важные военные и партийные поручения. В статье приведены имена и фамилии бывших учителей-участников гражданской войны, в том числе учителей Иманского уезда, приведены биографии некоторых из них. Отдельное дело (Ф.Р-1563.Оп.1.Д.5) содержит варианты списков бывших учителей-участников гражданской войны.


Автобиография Силиной З.С.(Ф.Р-1563.Оп.1.Д.5) содержит сведения о братьях, родных и двоюродных, дядьях. Менее всего автобиография напоминает документ, поскольку написана ярко, интересно. Это скорее жизнеописание, насыщенное множеством бытовых деталей, выражением своего отношения к окружающему. Много места в автобиографии уделено периоду, когда Силина З.С. работала директором школы-интерната № 1 г. Владивостока. О жизни интерната, об учителях, о детях, их учебе и отдыхе, о трудностях и достижениях.


В фонде представлены также вырезки из газеты «Красное знамя» за 1 сентября 1965 г. со статьей «Щедрость учителя»(автор В. Шабаршина) о Силиной З.С., о её педагогическом мастерстве, о её человеческой мудрости и щедрости; за 22 августа 1970 г. с докладом Силиной З.С. на 7-й сессии XII 3 Приморского крайсовета от 21 августа 1970 г., из газеты «Заветы Ильича» Ольгинского района от 4 сентября 1975 г. со статьей Силиной З.С. «За глубокие и прочные знания» (Ф.Р-1563.Оп.1.Д.12).


Как депутат Приморского краевого Совета депутатов трудящихся, Силина З.С. неоднократно поднимала вопросы о состоянии дел в народном образовании. В частности, в своем докладе на 7-й сессии XII созыва Приморского крайсовета от 21 августа 1970 г., опубликованного в газете «Красное знамя., она говорит о состоянии здоровья школьников, особенно учеников начальной школы, о недостатках в части материально-технического обеспечения школ, о роли общественности в обслуживании и воспитании детей, о взаимосвязи школы и общественности.


Фотографии в фонде представлены групповыми снимками: Силина З.С. с выпускниками краевой партийной школы, с учениками школы-интерната № 1, с преподавателями педагогического училища № 1 г. Владивостока и др.(Ф.Р-1563.Оп.1.Д.14); фотографиями родственников: отца, братьев Ивана, Михаила, Дмитрия(Ф.Р-1563.Оп.1.Д.18).


Объем фонда Силиной З.С. небольшой. Но хочется надеяться, что информация, содержащаяся в представленных документах, может быть востребована теми, кого интересует и волнует история народного образования Приморья, как часть общей его истории, и люди, делающие эту историю.


Фотографии № 1,4,9,10,12 из дела №14


  • 26 июня 1984 года Открытие музея народного образования,Вл-к

    26 июня 1984 года Открытие музея народного образования,Вл-к

  • 1943 год, Силина Зоя Семёновна-директор Ольгинской средней школы

    1943 год, Силина Зоя Семёновна-директор Ольгинской средней школы

  • 1963 г. Силина З.С.-директор школы-интерната №1 г. Владивостока

    1963 г. Силина З.С.-директор школы-интерната №1 г. Владивостока

  • 1981г. Владивостокской школе-интернату 25 лет

    1981г. Владивостокской школе-интернату 25 лет

  • 1987 г., Силина З.С., г. Владивосток

    1987 г., Силина З.С., г. Владивосток


Ю.П. Щуковская,
главный археограф отдела использования и публикации документов ГАПК
28.03.2017

 

© 2018 ГУ "Государственный архив Приморского края"